e-mail: journal-ufa@ufa.agidel.ru

главная   архив   о газете   реклама   pdf   контакты

№15 (725)
06 марта
2014г.
А ты подписался на нашу газету?
Руководителям всех предприятий и организаций, находящихся за пределами Республики Башкортостан
  Событие недели 

Зураб Церетели: «Первое впечатление – самое верное»

Его картины как будто привезли к нам солнечное лето Грузии. Среди них возвышается небольшая скульптура: чуть нахмуренный, чуть насмешливый взгляд – Высоцкого узнаешь сразу. Приезда в Уфу Зураба Церетели и его выставки люди, неравнодушные к искусству, начали ждать более чем за месяц. Инициатором и куратором выставки стал народный художник Башкортостана, действительный член Российской академии художеств Сергей Краснов. Неоценима роль в успешном осуществлении проекта Академии наук РБ во главе с академиком Рамилем Бахтизиным. Произведения Зураба Церетели экспонируются в выставочном зале академии по адресу ул. Кирова, 15. В день открытия президент РАХ, главный художник Олимпиады-80, автор картин, эмалей, чеканок и скульптур, установленных в России, США, Франции, Великобритании, Испании, Италии, Японии и многих других странах был торжественно принят в почетные члены АН РБ и ответил на вопросы журналистов.


- В Москве вы даете много мастер-классов…
- Да. Они проходят по пятницам, субботам и воскресеньям, на них приходят и взрослые, и дети. Были такие времена, когда все должны были думать одинаково, но это невозможно. У каждого я стараюсь развивать индивидуальность
Сейчас в художники и даже в скульпторы идет все больше девушек. На отделение скульптуры Института имени Сурикова десять мест, и на девять поступили именно они. Они, конечно, талантливы, но все-таки скульптура - тяжелый физический труд, который больше подходит мужчинам. А на юношей, скорее всего, давят родители, требуют заниматься не искусством, а бизнесом. Так быть не должно.
Собираюсь открыть новый художественный институт - творческо-исполнительский. Раньше у нас был такой, и он был организован очень разумно: те студенты, которые не могли стать художниками или скульпторами, становились исполнителями. Сейчас тех, кто умеет работать с бронзой и другими цветными металлами, варить гипс, - очень мало.
- Над чем сейчас работаете?
- Это - секрет. Могу сказать, что готовится установка 126-метрового монумента «Рождение нового мира» в Америке.
Много и охотно Зураб Константинович рассказывал о своих учителях.
- У нас в Грузии была лучшая Академия искусств во всем СССР: многие художники, которые вернулись из-за границы во времена оттепели, но пришлись не ко двору в столице страны осели в Тбилиси. Сначала Сибирь, потом Северный Кавказ, который тоже считался местом ссылки. Но для нас это было счастьем. Я помню, как они собирались дома у моего дяди и высказывали мысли, не совпадавшие с официальными взглядами на искусство. В нашей академии поддерживали творческую индивидуальность. Моим главным педагогом был Василий Шухаев - художник Серебряного века, имевший собственную школу живописи в Париже, а затем проживший десять лет в магаданской ссылке. Я устраивал выставки его работ, и теперь в России его знают лучше. Он учил меня так: модель стояла за спиной. «Задача не в том, чтобы точно перерисовать все детали, - говорил он. - Бросив взгляд, ты запоминаешь главное: форму, пластику, характер».
- Расскажите о встречах с Марком Шагалом и Пабло Пикассо.
- Посетив мастерскую Пикассо, я увидел, что он занимается не только картинами, но и скульптурой, фарфором. И я поверил, что художник может все. В мастерской Шагала я как-то раз бросился рассматривать палитру, чем очень его рассердил. Ведь по палитре все видно - она диктует колорит, а можно сказать, и настроение, и тему картины.
- После осмотра выставки становится ясно, что подсолнухи - ваши любимые цветы.
- Просто в Москве мало солнца, а я хочу сохранить яркую палитру. Когда рисую подсолнухи, я тренируюсь.
- Можно ли сказать, что с приходом нового мэра облик Москвы меняется?
- Основное внимание сейчас уделяется строительству дорог. Вчера открыли новую станцию метро, но художники в ее оформлении не участвовали. И это плохо. Я в свое время оформил немало станций.
- Вы украсили Пицунду и Тбилиси чудесными мозаиками. Почему не расцветить этими красками другие города? Куда уходит это искусство?
- Очень многие предприятия, которые производили материалы для художников и скульпторов, прекратили существование. Проданы завод смальты и литейный завод в Мытищах, где могли изготовить скульптуру из чего угодно - бронзы, нержавеющей стали, золота. Такого предприятия не было даже в Европе. Я продолжаю делать мозаики: купил 100 тонн смальты, когда она еще стоила копейки. Из объемных кусков, разрезав и обработав их, можно получить множество оттенков. Сейчас продают другую смальту - плоскую, из нее такой не сделаешь. И никого проблемы художников не волнуют.
- Каковы впечатления от работ башкирских художников?
- Ознакомился с экспозицией в Центре современного искусства «Облака», и я в восторге. Есть несколько художников, которых вы можете выставить в Европе, - и получите аплодисменты. Могу устроить их выставку в Париже, в ЮНЕСКО, в Москве.
- А вы не хотите создать скульптуру для нашей столицы?
В ответ на этот вопрос Церетели показал два изображения уже созданного им памятника Рудольфу Нурееву.
- Он стоит у меня в мастерской на Большой Грузинской. Я знал Рудольфа, мы с ним общались. Если хотите, появится и у вас.
- Как вам удалось создать так много?
- Привычка работать – все равно что курить: все время хочется. Я стараюсь быстро закончить начатое, потому что первое впечатление - самое верное, и надо успеть его передать. А картин так много, потому что я жмот – не продаю, - пошутил мастер.


Екатерина КЛИМОВИЧ.
 












Яндекс.Метрика

Поделиться


Напишите в газету

Вас зовут*:
E-mail:
Введите код:
Рубрика:
Ваш отклик*:
 

Нам отвечают

здравствуйте..я давняя ваша читательница...осоенно люблю...



«Читая вашу «Маршрутку», убеждаюсь, как во многих местах не...

  Столичный почерк 

Женщиной быть сложно

- Моя профессия многим кажется легкой, но за этой легкостью скрывается ежедневная работа над собой, - говорит актриса Башкирского государственного театра драмы имени Мажита Гафури Разифа Динмухаметова. На торжественном собрании, посвященном Международному женскому дню, она удостоилась звания «Заслуженный артист РБ».

:: подробнее

 
  СТОЛИЧНЫЙ ПОЧЕРК 

Уфа – город молодых

Состоялось традиционное подведение итогов реализации городской молодежной политики. Прошло оно в необычном формате: отчет о проделанной работе воплотился в видеопрезентацию, также собравшиеся смогли пообщаться по видеомосту с коллегами из Казахстана, Киргизии и Самары в реальном режиме. В совещании приняли участие глава администрации Уфы Ирек Ялалов, депутат Государственного собрания – Курултая РБ Оксана Савченко, заместитель главы Сынтимир Баязитов, председатель столичного Комитета по молодежной политике Урал Кильсенбаев, представители молодежных общественных организаций и другие.

:: подробнее

 
  ПОЧТЕННЫЙ ВОЗРАСТ 

Перешагнуть через век

Малика Ахметзянова принимает многочисленных гостей. Накануне она тщательно готовилась к их приему, а сегодня встала засветло, чтобы накрыть на стол, где помимо угощений красуются многочисленные открытки и цветы: от соседей по комнате в доме-интернате для инвалидов и престарелых, от Министерства труда и социальной защиты РБ и даже от президента России, которое, по признанию Малики Гатаулловны, растрогало ее до слез.

:: подробнее

  СОЦИУМ 

Четыре колеса помощи

Ильнуру Ахметзянову – 11 лет. По трагической случайности он получил инвалидность. Четыре года назад автомобиль, в котором семья возвращалась с отдыха, на приличной скорости съехал в кювет. Машину перевернуло, родители получили травмы, но больше всех досталось их ребенку – у него отказали ноги. Теперь он способен передвигаться только в коляске.

:: подробнее

 
  Здоровье 

Медсовет

Не упасть на дно Говорят, для того, чтобы наркоман осознал всю тяжесть своей беды, ему нужно упасть на самое дно. Только тогда в его сознании что-то переключится: стоп, дальше – стена. Как раз на эту тему и состоялся наш разговор с заведующим хирургическим отделением №1 клиники БГМУ , кандидатом медицинских наук Андреем Титовым. В его отделение привозят тех, кто уже перешагнул эту черту и понял, что пора выбираться из пропасти. К сожалению, для кого-то прозрение приходит слишком поздно.

:: подробнее
(Комментариев: 1)

 
  УГОЛКИ УФЫ 

Как открывали русский драмтеатр

В сезон 1928-1929 годов в Уфе гастролировал «Красный факел», ставший одним из ведущих сценических коллективов Сибири. Спектакли труппы произвели огромное впечатление на публику, у театралов зародилась надежда, что именно этот коллектив, работавший как передвижная труппа, сможет прописаться в Уфе.

:: подробнее

  Магазин прав 

ПАПИНА ШКОЛА

Магазинные истории Я возвращался вечером с работы и вдруг увидел, как навстречу мне со двора выходит Сеня. Невозмутимо так покидает разрешенные для самостоятельных прогулок территории. Да не один, а в компании такого же дошколенка Петьки. Я остановил дезертиров: - Куда это вы собрались?

:: подробнее

 
  УФИМ ДЕЛЬЦОВ 

ЖЕНЕ

Твоя скрипка вновь избыла приключение во звуке, И опять тебе взгрустнулось – теребишь рукою платье. Все считаешь неоплатным долг прелестнице Евтерпе, Что дарует тебе гаммы, но она сдерет проценты И к твоим печальным гимнам приплюсует мой сонет.

:: подробнее

 
  Уфимския Губернския Ведомости 

Март 1905 года

Приказ г. Уфимскаго Губернатора. 22 марта 1905 г. № 22. Согласно ходатайства инспектора народных училищ Стерлитамакскаго уезда утвержден в звании почетнаго блюстителя Ахмеровскаго казеннаго училища и.д. судебнаго следователя 1 участка Стерлитамакскаго уезда Евгений Сергеев Петухов. Анонс. Цирк Василиамса Соболевскаго.

:: подробнее


Газета "Уфимские Ведомости" - приложение к журналу "Уфа"
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на газету "Уфимские Ведомости" обязательна.